Я пришел в огромную школу в солнечный погожий день. Потом, забегая вперед, узнал, что здесь учится 3701 школьник! Вместе с родителями «населения» наберется с большой поселок городского типа, которым отнюдь не просто управлять.
Я шел по двору, наблюдая за ремонтными работами: в одном месте красили, в другом колдовали над дверьми. Нужные работы проводят по заказу префектуры ежегодно – никаких проблем. И что еще очень важно, сообщил позднее Андрей Слесарев, префект округа Анатолий Смирнов периодически собирает директоров школ и обсуждает с ними решения школьных проблем.
Что я все вперед забегаю? В такую школу попал! Директор мне рассказал, что в учебном заведении проводится пилотный столичный проект «Московская электронная школа», когда в классе вместо привычной грифельной доски установят панель. Передовые учителя разработают уроки заранее и выложат в сеть.
Представьте, идет урок истории, школяры изучают битву на Чудском озере русских войск под предводительством Александра Невского с рыцарями Левонском ордена. Нажал кнопку педагог, и ребята увидели фрагмент из фильма. В электронные дневники и журналы местные родители заглядывают давно. Это реальность. Впрочем, пора вернуться на старт.
Ярмарка признания
– Андрей Сергеевич, признайтесь, как вели себя в школе?
– Понимаете, папа мой строил Зеленоград, а мама – учитель русского языка и литературы, хулигана строить из себя было неловко. Я вообще отлично помню детство. Как мы на велосипедах катались, в футбол играли, зимой – в хоккей. Никаких мобильных телефонов с собой не таскали, а до сих пор сохранилось чувство полной безопасности.
Зеленоград с давних пор – электронная столица страны. Как говорит А.Слесарев, окончивший МИЭТ по специальности «программное обеспечение вычислительной техники», в 80-е годы прошлого века разразился электронный бум, и в «свой» вуз юноша пошел целенаправленно. Даже писал программы для будущих космических полетов.
Потом наступили 90-е годы, электроника временно «закоротила», и по совету мамы Слесарев, получив второе высшее образование – «менеджмент в педагогике», стал управленцем-профи.
Но как же ему теперь помогает и первая «электронная» специальность. Он начинал учителем информатики, потом стал директором по информатизации. Уже тогда, около 20 лет назад, ребятишек школы обучали на выпускавшихся в Зеленограде вычислительных машинах ДВК.
– В нынешнем информационном мире одни восхищаются современными детьми, другие ужасаются: чада «переселились» в Интернет и обратно не хотят. Так?
– Полагаю, не совсем это верно. Дети настолько быстро начинают развиваться в обращении с современными гаджетами, что взрослые порой отстают. Но мы обязаны повести малышей по правильной дороге, а не завести их в тупик.
Конечно, мощная школа у Слесерева. Но это школьный мир, который не даст ребенку затеряться в Интернете. Здесь есть театральные, музыкальные, танцевальные студии, в кружок по робототехнике очередь стоит. Изучают в школе английский, немецкий, французский, итальянский языки, латынь(!), а директор ищет преподавателя китайского.
И закаляйся, сколько угодно – волейбол, футбол, бадминтон, аэробика, ритмика. Открыты военно-патриотические клубы, кадетский класс. Создали даже одну из школ для маломобильных ребят и детей-аутистов. Любому родителю по силам помочь чаду разобраться в этом мире возможностей.
– Господин директор, я про вас все знаю. В будущем году вам исполнится 55 лет, 20 лет с тех пор, как вы пришли в школу и 10 – как ее возглавили. Отмечать юбилеи будете?
– Непременно, но пока работать надо. Планов море: проект «Московская электронная школа» успешно завершить, инженерные классы развивать, как и кадетское образование. У нас, между прочим, казачий класс, есть. Мы дружим с Московским и Тверским казачьими войсками. Такая у нас школьная жизнь.
Ну что ж, как скажет, вероятно, будущий учитель китайского языка, когда директор подберет подходящего специалиста: «И луп хин ан – Счастливого пути!»
Владимир Ратманский